На главную                                                                                            Назад   

Формирование учебно познавательной самостоятельности
Формирование учебно познавательной самос
Microsoft Word Document 55.5 KB

ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

 

А.А.ПАРИЛОВА, учитель иностранного языка

МБОУ «СОШ 32» г. Братск Иркутсккая область.

 

В данной статье мы планируем исследовать процесс формирования учебно-познавательной самостоятельности. Для решения этой задачи необходимо рассмотреть термин «учебно-познавательная самостоятельность», изучить учебные умения, подлежащие формированию в процессе изучения лексики иностранного языка и осуществить подбор упражнений, направленных на формирование данных умений.

Ключевые слова: самостоятельность, учебно-познавательная самостоятельность, учебные умения, самостоятельная работа, компенсационные умения, лингводидактические умения, конкретно-практические умения.

 

Основным условием усиления политической и экономической роли России и повышения благосостояния ее населения является обеспечение роста конкурентоспособности страны. В современном мире, идущем по пути глобализации, «способность быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции становится важнейшим фактором успешного и устойчивого развития» [1]. Данная проблема указана в «Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы».

Суть и смысл современного образования состоит в становлении выпускника, способного самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, постоянно обновлять и повышать уровень своих знаний. Это предполагает развитие у учащихся самостоятельности как значимого личностного качества. Поэтому одной из важнейших задач средней школы становится формирование готовности молодых людей к самостоятельной  учебной деятельности.

Значимость развития учебно-познавательной самостоятельности в процессе обучения иностранному языку заключается в том, что учащийся сможет использовать сформированные умения для совершенствования коммуникативной компетенции в области изучаемого иностранного языка, а также для самостоятельного овладения в будущем вторым или третьим иностранным языком. Это необходимо, так как международная организация «Юнеско» провозгласила XXI век веком полиглотов. Следовательно, современному обществу необходим образованный человек, владеющий более чем одним иностранным языком. Также это объясняется развитием и распространением различных технологий, компьютеризацией общества. С практической стороны каждый учитель иностранного языка понимает необходимость формирования учебно-познавательной самостоятельности для успешного саморазвития обучающегося как вторичной языковой личности.

Категория «учебно-познавательная самостоятельность» широко исследована в научной литературе. С давних времен ученые (Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, К.В. Ельницкий) рассматривали самостоятельность в учебной деятельности как результат этой деятельности. Так, К.Д.Ушинский писал: «…следует передать ученику не только те или другие познания, но и развить в нем желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания» [2].

Изучением познавательной самостоятельности в настоящее время занимаются О.В. Петунин, М.В. Веденькина, в области иностранного языка – И.А. Гиниатуллин, Е.Г. Тарева. Специальные учебные умения как частное преломление учебно-познавательной самостоятельности в области иностранного языка исследовали Н.Ф. Коряковцева, В.С. Почекаенков, А.Е. Капаева, Е.В. Апанович, И.Д. Трофимова, Т.Ю. Терновых, Н.Д. Гальскова, Р. Оксфорд (R. Oxford), Т. Хедж (T. Hedge).

Е.Г. Тарева определяет понятие «учебно-познавательная самостоятельность» следующим образом: «свойство студента, проявляющее себя в умении определять перспективные цели учебно-познавательной деятельности, определять средства и способы их достижения, оценивать и корректировать процесс и результат уче­ния и познания без непосредственного участия в этом процессе препо­давателя»[3]. «Самостоятельная работа», в свою очередь, понимается ученым как «вид познавательной деятельности, регулируемой и управляемой обучающимся как субъектом данной деятельности, и направленной на освоение предметных знаний, умений и культурно-исторического опыта» [3].

Рассмотрев данные определения, мы можем заключить, что при самостоятельной учебной деятельности учащийся является субъектом и сам планирует свою работу и свои действия. Самостоятельная учебная деятельность – процесс направленный на достижение результата, которым, по мнению автора, является учебно-познавательная самостоятельность.

По мнению ученых, «учебно-познавательная самостоятельность» представляет собой свойство личности, предполагающее сформированность ряда действий (учебных умений). Эти учебные умения в совокупности составляют содержание учебно-познавательной самостоятельности школьников/ студентов.

Рассмотрев классификации учебных умений Ю.К. Бабанского, А.В. Усовой, Н.Д. Гальсковой, Н.Ф. Коряковцевой, Р. Оксфорд, Т. Хедж,  мы отдаем предпочтение классификации Н.Ф. Коряковцевой, так как именно в ней представлен достаточно обширный перечень учебных умений. Помимо этого, в данной классификации хорошо раскрыты умения, необходимые для самостоятельного овладения различными видами речевой деятельности (как рецептивными, так и продуктивными) и сторонами иноязычной речи (слухопроизносительной, лексической, грамматической). Эти умения базируются на ряде особенностей, которыми обладают эти виды речевой деятельности и стороны речи.

Продемонстрируем наглядно возможность формирования учебных умений школьников в процессе работы над лексической стороной речи.

Подвергнув анализу вышеупомянутую типологию учебных умений Н.Ф. Коряковцевой, мы отобрали те умения, которые обуславливают создание базы для самостоятельного изучения иностранной лексики. Это компенсационные, лингводидактические и конкретно-практические умения [4]. Для их формирования ученый рекомендует использовать широкое разнообразие упражнений (как подготовительных, так и коммуникативных). С учетом рекомендаций этого автора нами были разработаны серии упражнений для учащихся 6 класса по теме «Внешность и характер человека».

Упражнения первой серии нацелены на формирование умений, названных Н.Ф. Коряковцевой «лингводидактическими». Материалом для самостоятельной работы послужил отрывок из мультфильма «101 далматинец».

В ходе первого задания ученикам предлагается соотнести изображения хозяев и их питомцев на основе внешнего сходства. Проверка осуществляется самостоятельно по ключу.

Затем учащимся предлагается посмотреть видеофрагмент, в ходе которого необходимо расположить описание пар (хозяев и питомцев) в правильной последовательности. При этом внимание учащихся акцентируется на прилагательных используемых для описания внешности. Проверка так же осуществляется по ключу.

Последнее задание предполагает выявление ложных утверждений в ходе повторного просмотра фрагмента, после чего учащимся предлагается самостоятельно ознакомиться с правильными ответами.

Данная последовательность упражнений способствует формированию следующих учебных умений:

·        использование контекстуальной догадки;

·        группировка языковых единиц  по определенному признаку.

Вторая серия упражнения предполагает формирование конкретно-практической группы умений.  Материалом для самостоятельной работы служат лексические единицы, обозначающие эмоции человека.

При выполнении первого задания учащимся предлагается прослушать и повторить названия эмоций за диктором без участия учителя. Если есть возможность, рекомендуется индивидуальная работа учащихся в наушниках.

После имитации перед учащимися ставится задача соотнести новые лексические единицы с изображениями лиц, выражающих те или иные эмоции. После выполнения учащиеся могут ознакомиться с ответами, используя ключ.

            Представленные упражнения предполагают формирование таких учебных умений как

·        имитация, повторение языковой единицы;

·        группировка языковых единиц на основе ассоциаций.

В процессе выполнения подобных упражнений, учащиеся овладевают способностью самостоятельно управлять своей учебной деятельностью, осуществлять контроль выполнения заданий и адекватно оценивать свои способности.

Эти и другие виды упражнений можно предлагать учащимся в качестве домашнего задания – как в печатном, так и в электронном виде. Следует помнить, что формирование учебно-познавательной самостоятельности является трудоемким и долговременным процессом. Лишь проводя такую работу систематически, учитель сможет повысить уровень сформированности учебно-познавательной самостоятельности школьников, что окажет положительное влияние на уровень владения иностранным языком.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.      Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы [http://mon.gov.ru/dok/prav/obr/fcpro/passport.doc, дата обращения: 9.02.2010].

2.      Ушинский К.Д [Текст]. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1998. – 224 с. – (Антология гуманной педагогики).

3.      Тарева Е.Г. Концепция развития учебно-познавательной деятельности студентов [Текст]/ Е.Г. Тарева. – Иркутск: ИГЛУ, 2003. – 24 с.

4.      Коряковцева Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык:  Пособие для учителей [Текст]/ Н.Ф. Коряковцева. – М.: АРКТИ, 2002. – 176 с.

 

Рейтинг@Mail.ru
Банк Интернет-портфолио учителей